Главная » Статьи » 2. Представление о потребностях развития ребёнка и необходимых компетенциях приемных родителе

2. Что необходимо знать и уметь родителям, чтобы воспитывать приемного ребенка (постановка проблемы)

Содержание занятия:

1. Что может дать ребёнку, оставшемуся без родителей или без их попечения, принимающая семья?

2. Задачи психолого-педагогической подготовки родителей для воспитания приемного ребёнка.

3. Почему детей принимают в семью на воспитание?

4. Вопросы для самопроверки

5. Домашнее задание

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Что может дать ребёнку, оставшемуся без родителей или без их попечения, принимающая семья

Уважаемые родители! Принять ребенка, оставшегося без родителей или без их попечения, - дело чрезвычайно важное с позиции истинных человеческих ценностей и почётное с точки зрения социальной значимости. "Сирота в дом - счастье в дом", "Помочь сироте, что к богу прикоснуться" - гласит народная мудрость. Но приём ребёнка - это только первый шаг на дороге Вашей с ним совместной жизни. Воспитать ребёнка - непростой труд. Особенно ребёнка, который уже имел опыт сиротства, пережил горе, утраты, а нередко пренебрежение и насилие, утратил доверие к миру. Для этого нужны специальные знания, умения, глубокое понимание того, что происходит с семьёй и ребёнком. Наше 2-е занятие посвящено обсуждению проблем, которые встают перед принимающей семьей, и тем особым умениям, которыми важно овладеть родителям и другим членам семьи, чтобы приём действительно принёс "счастье в дом".

1. Информация по теме занятия. Что может дать ребёнку, оставшемуся без родителей или без их попечения, принимающая семья?

У Андерсена есть сказка "Девочка со спичками". Маленькую сиротку нашли зимой замершей на мосту. В руках она сжимала пустую коробку, а вокруг валялись обожжеёные спички. Девочка потеряла последнего близкого человека - свою бабушку. Целую ночь она зажигала спички, и в их свете ей чудилась умершая бабушка. Но закончились спички, и бабушка исчезла. Холод заморозил душу и тело девочки.

Страшно подумать, сколько детей, замерзающих пусть не физически, а душевно от отсутствия семьи, любви и привязанности, ждут семью, которая приняла бы их, согрела их души, помогла справиться с этой нелегкой для них жизнью.

Воспитание приёмного ребёнка в семье - дело чрезвычайно важное с позиции истинных человеческих ценностей, почётное с точки зрения социальной значимости и трудное исходя из сложности соединения ребёнка, чья судьба нередко искалечена, и семьи, которая привыкла жить по своим нормам и правилам, в новое единое целое - принимающую семью.

Что может быть хуже для ребёнка, чем остаться без семьи, которая заботится о нем, защищает его, дает свою любовь, принятие, учит доверять самому себе и другим? Сиротство - тяжелый жребий, который накладывает отпечаток на всю жизнь ребёнка и нередко сбрасывает его на социальное дно. Мир для такого ребёнка превращается в пустыню, где нет никого, кто мог бы его вовремя поддержать и помочь. "Самое страшное, - писал Ф. М. Достоевский, - когда человеку некуда пойти".

Впервые заговорили о том, что ребёнок не может нормально жить и развиваться вне семьи, относительно недавно, во время Второй мировой войны.

Шла война. Группа психологов под руководством А. Фрейда работала в приютах и детских домах и пыталась помочь детям справиться с болью потери семьи и одиночеством. Но их усилия зачастую были напрасны. Дети страдали, плохо развивались и даже умирали, но не от того, что голодали или за ними плохо ухаживали, а потому, что рядом с ними не было любящего взрослого.

Плёнка, на которой были засняты малыши, пустым взглядом смотрящие в камеру, потрясла мир. Психологи пришли к пониманию, что только присутствие матери или другого любящего взрослого стимулирует развитие ребенка и делает его активным в изучении окружающего мира. Это присутствие позволяет ребёнку чувствовать себя в безопасности. Ребёнок познает мир с помощью собственного тела. Сначала он его "облизывает", "ощупывает", "проползает". Но "начальной точкой" познания является для него мать или, как мы уже говорили, другой любящий взрослый. Он может осваивать всё новые и новые горизонты, если, обернувшись, видит улыбающееся лицо ЛЮБИМОГО ЧЕЛОВЕКА.

В любом сиротском учреждении, каким бы хорошим оно ни было, много детей и много взрослых, но ребёнок тотально одинок и покинут. Взрослые, воспитатели детского дома, не в состоянии позволить себе выделять одного ребёнка: они должны заботиться обо всех. В противном случае остальные будут чувствовать себя обиженными и брошенными. Взрослые приходят и уходят, увольняются и поступают на работу. Они живут своей жизнью, непостоянны, к ним опасно привыкать, привязываться, с ними страшно строить близкие отношения. Ребёнку снова и снова приходится переживать боль разлуки и утраты. В результате у него начинает нарушаться способность к привязанности. Страх боли от новой потери, неумение поддерживать близкие отношения остаются с ним надолго, нередко на всю жизнь, и не дают возможности построить свою семью, воспитать собственных детей. К сожалению, выпускники детских домов нередко отказываются от собственных детей и отдают их на воспитание в сиротские учреждения.

Воспитываясь в учреждении и не имея возможности участвовать в жизни семьи, пусть даже неродной, ребёнок не знает элементарных вещей. Например, что чай сначала заваривают, а только потом разливают по чашкам, что куртка соседа - это его куртка, а не общая, что человек живёт не затем, чтобы стать источником неприятностей, что взрослый нужен не только для того, чтобы у него что-нибудь выпросить. Ребёнок привыкает, что в его жизни от него ничего не зависит, и нередко ощущает себя беспомощным маленьким неудачником. У него появляется убеждённость, что у него "всё равно ничего не получится", что его "нельзя любить". Поэтому он и не пытается справиться там, где смог бы. При этом окружающие приклеивают к нему обидную кличку "детдомовец". И на вопрос: "Кто ты?" он начинает отвечать: "Никто, детдомовец".

Подобная представление о себе начинает делить мир вокруг него на две части: "мы - детдомовцы", и все остальные - "они", "враждебно настроенные против нас". У ребёнка быстро формируется комплекс неполноценности. Он начинает ощущать себя Гадким утенком, "инаким", изгоем, что затрудняет его путь в достойные члены общества.

Но безвыходных ситуаций не бывает. Как показывает мировой опыт, выходом является воспитание ребенка в ПРИНИМАЮЩЕЙ СЕМЬЕ. Только в близких отношениях с членами семьи ребёнок сможет восстановить утерянные им когда-то чувства привязанности и любви, преодолеть состояние одиночества и беспомощности, научиться строить отношения и овладеть теми умениями и социальными навыками, которые помогут ему стать эффективным членом общества. ПРИНИМАЮЩАЯ семья способна дать ребенку "путёвку в жизнь".

Результаты специальных исследований доказали, что жизнь в замещающей семье положительно влияет на развитие ребёнка-сироты. В условиях семьи у детей происходит скачок в интеллектуальном развитии. Они начинают ощущать себя более эмоционально благополучными, начинают себя лучше вести, лучше учиться, лучше говорить, становятся более успешными.

Действительно, воспитание ребёнка в замещающей семье содержит намного больше возможностей для его развития, чем воспитание в детском доме или другом сиротском учреждении.

Но воспитывать сироту, конечно, не лёгкий труд. Необходимо терпение, понимание. Вспомните, как Гадкий утёнок, попав, наконец, в семью к хорошим людям, испугался и стал вести себя так, что в результате его выгнали из дома.

Самому ребёнку трудно бывает справиться с собой. Необходимо знать, как ему помочь, и уметь это сделать. Очень важно, чтобы каждый член семьи независимо от возраста помог бы ребёнку почувствовать себя своим в семье. Погода в доме с приёмом ребёнка должна становиться всё более солнечной и ясной. Вы можете дать друг другу так много счастья, поддержки и любви, что это поможет разрешить вам и ребёнку многие трудности и проблемы!

Прочтите, пожалуйста, следующие ключевые положения.

Семья,принимающая ребёнка, берёт на себя ответственность за обеспечение его безопасными, эмоционально тёплыми отношениями.

Семья живёт по своим правилам, в ней существуют свои отношения, привычные стереотипы решения конфликтных ситуаций, выхода из стресса. Приём ребёнка в семью, как и его рождение, изменяет ситуацию. Поэтому членам семьи необходимы новые знания и умения даже, если этот ребёнок в семье не первый. 

Ребёнку необходимо, чтобы члены семьи:

- имели реалистичные ожидания по отношению к нему, т.е. чтобы их ожидания соответствовали его возможностям и были созданы условия, которые позволили бы этим возможностям найти применение;

- умели действительно наблюдать за поведением ребёнка, понимали сигналы, идущие от него, своевременно реагировали на них, отмечали каждое положительное изменение;

- умели сами говорить о своих чувствах и обсуждать чувства ребёнка;

- могли сами справиться со своей тревогой и плохим настроением и помогли бы это сделать ребёнку;

- чтобы другие члены семьи не чувствовали себя брошенными и одинокими;

- чтобы семья любила его и считала своим.

Ребёнок, который пережил опыт сиротства, боль утраты, потерю привязанности к близкому человеку, нуждается, чтобы семья могла помочь ему справиться с горькими переживаниями и трудным поведением, когда он испытывает стресс, когда проверяет, как относится к нему семья, насколько любит и принимает. При этом, не прибегая к насилию, физическим наказаниям, запугиванию, негативным прогнозам по типу: будешь как твои непутёвые родители, не игнорируя и не отвергая его чувства и его самого.

Отметьте, пожалуйста, насколько вы сейчас готовы справиться с поставленными перед вами и вашей семьей задачами (отметьте верный для вас ответ):

  • 100% - абсолютно готов
  • ближе к 50% - в чем-то готов, в чем-то нет
  • ближе к 0% - абсолютно не готов

оценка - 100% - 0 баллов; ближе к 50% - 2 балла; ближе к 0 - 1 балл.

2. А сейчас прочитайте, пожалуйста, материал Таблицы №1. В ней представлены основные задачи психолого-педагогической подготовки родителей для воспитания приемного ребенка.

Таблица №1. Чему необходимо научиться

1.1. Овладеть знаниями основ психологии семьи с усыновлённым (подопечным) ребёнком.

1.2.Иметь реальные ожидания в отношении подопечного (усыновленного) ребёнка

1.3. Знать и использовать специальные техники общения.

1.4. Уметь справляться с конфликтными и стрессовыми ситуациями приема.

1.5. Уметь проявлять ответственность и терпимость в отношениях в семье.

1.6. Знать и использовать техники управления собственным поведением, знать свои права и защищать свои законные интересы.

1.7. Уметь сотрудничать со специалистами, принимать необходимую помощь в воспитании ребёнка.

2.1. Овладеть знаниями и методами воспитания ребёнка в соответствии с его возрастными потребностями и потребностями здоровья.

2.2. Овладеть знаниями основ психологии ребёнка, пережившего горе и утрату близких людей и (или) воспитывавшегося в условиях учреждения, неблагополучной семьи.

2.3. Уметь наблюдать за поведением ребёнка, думать о нём как о реальном человеке с его потребностями и возможностями.

2.4. Научиться понимать и объяснять смысл и причины его поведения.

2.5. Знать и использовать основные способы управления трудным поведением поведения подопечного (усыновленного) ребёнка знать права и защищать законные интересы ребёнка.

2.6. Знать задачи возрастного развития детей и строить в соответствии с ними свои отношения с ребёнком.

2.7. Научиться понимать сигналы, идущие от ребёнка и своевременно реагировать на них.

Вы, наверное, заметили, что представленные задачи по овладению необходимыми знаниями, умениями и навыками четко выделяются 2 направления. 1-е направление связано с самой принимающей семьей. 2-е - непосредственно относится к приёмному ребёнку.  Безусловно, деление это условное. Однако на это важно обратить внимание.

3. Почему детей принимают в семью на воспитание?

Если вы решили принять ребёнка в семью, то ответьте себе на вопрос: зачем Вы это делаете? Внимательнейшим образом проанализируйте свои побуждения, определите, что вами движет и в какой степени, полностью ли Вашим является такое решение. Бывали случаи, когда путём приёма люди пытались решить собственные проблемы, самоутвердиться, спастись от скуки, заработать деньги. Кто-то прибегал к приёму в надежде стать "не хуже других", обеспечить себя под старость заботой благодарных детей или даже поправить свое жилищное положение. Но ребёнок - это личность, он не может быть средством в решении чужих проблем, ни психологических, ни материальных. Решать свои проблемы за его счёт - аморально. Приём ребёнка в семью должно быть только взаимовыгодным и обязательно продиктованный желанием помочь ребёнку, лишённому родительской заботы.

Нередко можно слышать, что появление ребёнка может помочь сохранить распадающуюся семью. Это миф. Тёплый семейный климат, готовность членов семьи поддержать друг друга в трудные моменты - едва ли не главные факторы для успешного приёма; ведь вместе с ребёнком в семью придет не только радость, но и тревоги, хлопоты, моральные и физические нагрузки. Семейная жизнь, давшая трещины, может от этих дополнительных нагрузок разлететься вдребезги.

Довольно часто родители, пережившие утрату, считают, что приёмный ребёнок может заменить погибшего. Как не жаль, но это не так. Каждый ребёнок - это отдельная личность и не может повторить кого-либо, ни полностью, ни частично. В такой ситуации должно пройти какое-то время, чтобы пережить утрату, переболеть, успокоиться, а главное - нужно понять, что это будет другой ребёнок, другая жизнь.

Не стоит действовать скоропалительно, находясь под впечатлением от увиденных в детском доме детей, только из жалости. Трезвый расчет не помешает. Задумайтесь о возможностях и ресурсах своего здоровья, о том, кто сможет вас поддержать в трудный момент.

Вы принимаете ребёнка в семью, поэтому очень важно, чтобы Вы все вместе старались справиться с теми проблемами, которые обязательно возникнут во время приёма. Постарайтесь решить максимум своих проблем до, а не после приёма.

Успех зависит от готовности принять ребёнка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть самим собой. Надо развивать лучшее, что заложено природой в каждом ребёнке, а не тратить силы на борьбу с негативными чертами.

Оцените свою готовность достойно встретить традиционную настороженность окружающих, а иной раз и неприятие, пересуды соседей. Не забудьте посоветоваться сосвоими близкими и узнать, как те относятся к вашему решению. Важно, чтобы они поддержали эту идею.

Задумайтесь, сможете ли вы принять личностные особенности ребёнка. Справитесь ли вы со своими амбициями, если ребёнок не сможет усвоить все ваши правила и быстро приноровиться к сложившемуся у вас жизненному укладу? Сумеете ли отказаться от желания немедленно отдать его назад, перевоспитать и сделать из него "нормального ребёнка"? Сможете ли не фиксироваться на отдельных негативных моментах, не "застревать" на мелочах, приписывая генам возникающие проблемы, а преодолевать свои страхи, не поддаваясь общественному мнению?

Ответы на эти вопросы либо придадут вам уверенности в правильности принимаемого решения, либо, наоборот, помогут от него вовремя отказаться.

А сейчас выберите, пожалуйста, те мотивы приёма детей, которые близки к Вашим, и отметьте их галочкой в правом столбике (V). Можно выбрать любое количество ответов.

1

Я хочу принять ребёнка в семью, так как это долг каждого человека, следующего Божьей воле

 

2

У меня два сына подростка, а дочери восемь лет, и она всегда хотела сестрёнку. Я бы хотела, чтобы у неё появилась сестричка её возраста, чтобы они могли вместе играть.

 

3

Наши дети выросли, и сейчас, когда мой муж ушёл на пенсию, у него появилось много свободного времени, которое он бы хотел с кем-нибудь проводить. Мы бы хотели взять мальчика лет 8-9, чтобы муж мог брать его с собой на футбольный матч или возиться вместе с ним в гараже.

 

4

Нашей дочери в этом месяце исполнилось бы три. Она погибла в автокатастрофе прошлой осенью. Она была красивым ребёнком, и никто для нас не может сравниться с нею. Однако мы чувствуем большую потребность любить кого-нибудь и хотели бы помочь другому ребёнку - девочке от одного года до трех лет.

 

5

Нашему сыну шесть лет. Он посещает специальную школу, так как не может говорить и делать то, что могут делать дети его возраста. Мы думали, что если возьмем приёмного ребёнка его возраста, наш ребёнок видел бы, как ведут себя нормальные дети

 

6

Наш дом опустел после того, как младший из моих детей стал жить отдельно. Наши дети все были очень хорошими в детстве - всеми любимые, хорошие ученики - никаких проблем. Мы бы хотели ещё кого-нибудь вырастить.

 

7

Мы не можем иметь детей, а я не представляю себе жизнь без ребёнка.

 

8

У меня довольно сложные отношения с мужем. Сама я родить не могу. Приёмный ребёнок может вдохнуть в нашу жизнь новую любовь и надежду.

 

9

У меня не получаются отношения с мужчинами. Родить сама я боюсь (не могу). Приемный ребенок станет моей семьей, и я не буду так одинока

 

10

Мы всегда хотели иметь большую семью, но как-то не получилось. Приёмные дети займут место нерождённых детей

 

11

Мы считаем, что стать замещающей семьёй - хороший способ как помочь обездоленным детям, так и обеспечить доход для семьи.

 

Необходимо помнить, что  отказ от воспитания приёмного ребенка, помещение его в сиротское учреждение оказывает губительное влияние на его развитие!!!

Домашнее задание к занятию:

1. Вместе с членами семьи обсудить содержание занятия и письменно выполнить задание:

- Написать 3 причины, почему они хотят принять ребенка в семью.

- Написать 3 ожидания, связанные с приемом ребенка.

-Написать 3 опасения, связанные с приемом ребенка.

2. Какое из следующих высказываний точнее всего описывает приёмного ребёнка?

Отметьте один вариант ответа для каждого члена семьи и укажите, пожалуйста, кто этот ответ выбрал.

Например, Вы выбираете 1, другой член семьи выбрал ответ 8. В правом столбике Вы отмечаете статус члена семьи (мама, старший сын и т.д.)

 

Высказывания

Кто выбрал

1

Человечек, про которого сложно сказать, чего он приносит больше - радостей  или хлопот.

 

2

Беспомощное существо, которое надо защищать и оберегать во всём.

 

3

Человек, который заставляет окружающих считаться со своими потребностями, ради которого приходится менять образ жизни.

 

4

Человечек со своими потребностями и особенностями, нуждающийся в заботе и понимании.

 

5

Чудо, самая большая радость в жизни.

 

6

Хрупкое существо, за здоровье которого постоянно приходится тревожиться, ведь ему так легко причинить вред.

 

7

Новый член семьи.

 

8

Несчастный ребёнок, который нуждается в жалости.

 

9

Не понятно, что от него можно ожидать.

 

Обсудите с каждым членом семьи выбранный ответ.

5. Домашнее задание:

Выбрать удобное время для всей семьи, собраться вместе, и в спокойной обстановке, выключив телевизор, радиоприемник и всё, что мешает обсуждению, написать список из 10-15 хороших качеств для каждого члена семьи. Для этого каждый член семьи пишет собственный список, потом зачитывает его остальным, а те добавляют ещё не названные положительные качества. Списки вывешивают на самых видных местах в доме.

Например, список мамы:

1.Я хорошо чувствую настроение близких,

2.Я умею выслушать и попытаться понять человека,

3.У меня хватает терпения, чтобы справиться с конфликтами в семье и т.д.

4. Я могу поддержать человека, когда он растерян, ему плохо.

5. Я не обижаюсь, когда кто-нибудь из членов семьи не делает то, что я от него требую

6. Я признаю, что другой тоже имеет право на свое понимание ситуации.

7. Если даже ребёнок себя плохо ведёт, я понимаю, что это не ребёнок "плохой", а он в настоящий момент расстроен, сердится или обижен и пытаюсь помочь ему справиться с его состоянием.

8. Я оптимистично смотрю на жизнь и стараюсь найти выход из сложной ситуации.

9. Я ответственна, может быть, иногда даже слишком стараюсь всё сделать правильно.

10. Я хорошо к себе отношусь и вижу хорошее в других и т.д.

Категория: 2. Представление о потребностях развития ребёнка и необходимых компетенциях приемных родителе | Добавил: firestorm-adm (2015-08-10)
Просмотров: 4213 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar