Главная » Статьи » 4. Особенности развития и поведения ребёнка, подвергавшегося жестокому обращению

9. Насилие над ребёнком. Виды насилия.

Нужно помнить

Как правило, дети, которые нуждаются в замещающей семейной заботе, перенесли различные виды насилия, что отразилось на их развитии и поведении.

Необходимо уберечь ребёнка от повторного насилия, создать ситуацию безопасности в семье, самим не допустить в своем поведении насилие над ребенком. Нередко грань между воспитательными воздействиями и насилием настолько тонкая, что её можно достаточно легко перейти.

Ключевое понятие - эмоциональное насилие. К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

  • изоляция, т. е. отчуждение ребёнка от нормального социального общения;
  • угрюмость, отказ от обсуждения проблем;
  • "торговля запретами" (например, если ребёнок в определённое время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определённое время следует запрет смотреть телевизор или гулять);
  • оскорбление;
  • терроризирование, т. е. неоднократное оскорбление ребёнка словами и формирование стабильного чувства страха.

Эмоциональное насилие над ребёнком можно предположить в случае, если родитель постоянно:

  • предъявляет к ребёнку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к стрессу;
  • чрезмерно сурово наказывает ребёнка;
  • чрезвычайно критичен по отношению к ребёнку, обвиняет его;
  • злится и ведёт себя устрашающе;
  • держит в постоянном напряжении, запугивает, угрожает, издевается;
  • запугивание наказанием ("Ещё одна двойка или очередная выходка в школе - и я возьмусь за ремень");
  • способствует моральному разложению, привлекает и принуждает ребёнка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребёнку (принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).

Признаки того, что ребенок подвергается насилию

Ребёнок:

  • эмоционально невосприимчив, равнодушен;
  • грустен, печален, не испытывает чувства радости;
  • сосёт пальцы, монотонно раскачивается (возможен онанизм);
  • замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;    
  • "приклеивается" к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
  • испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
  • не выказывает интереса к играм.

Физиологические реакции ребёнка также могут свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся:

  • ночной и дневной энурез (недержание мочи);
  • психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы на плохое самочувствие и т. д.;
  • замедленное физическое и общее развитие ребёнка.

Ключевое понятие - психологическое насилие. К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребёнку.

Английский психолог Алиса Миллер сформулировала так называемую "отравляющую педагогику" - комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности.

  • Родители - хозяева (не слуги!) зависимого от них ребёнка.
  • Они определяют, что хорошо и что плохо.
  • Ребёнок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся - виноват он.
  • Ребёнка надо сломить, и чем раньше - тем лучше.
  • Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, двуличие, увёртки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение - вплоть до истязания, обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребёнок в семье ("У тебя руки не из того места растут - лучше ничего не трогай!"; "Всё равно ничего хорошо не получится!").

Разрушающие ребёнка родительские установки

  • высокая самооценка вредна, а низкая - делает людей альтруистами;
  • нежность (сильная любовь) вредна;
  • удовлетворять детские желания неправильно;
  • суровость, грубость и холодность - хорошая подготовка к жизни;
  • лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность;
  • то, как ты себя ведёшь, важнее того, что ты собой представляешь;
  • родители не переживут, если их обидят;
  • родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;
  • родители всегда правы, они не могут ошибаться.

Ключевое понятие - физическое насилие - это вид отношения к ребёнку, когда ему умышленно наносят телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения.

На факт применяемого физического насилия указывают и особенности поведения жертвы-ребенка:

  • страх при приближении родителя к ребёнку;
  • пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность;
  • общее избегание физического контакта;
  • застывший, испуганный взгляд;
  • необъяснимые изменения в поведении (прежде радостный ребёнок теперь постоянно грустен, задумчив); 
  • страх перед уходом из школы/детского сада домой. Или, наоборот, перед уходом в школу, если насилию он подвергается в школе или на улице;
  • учащение случаев причинения себе вреда - саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков и т. д.);
  • побег из дома;
  • ношение одежды, не соответствующей погодным условиям (например, летом шерстяной свитер с высоким воротником, чтобы скрыть кровоподтеки на теле);
  • отчаянные просьбы и мольба ребёнка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение в школе).

Ключевое понятие - сексуальное насилие. По своим последствиям относится к самым тяжёлым психологическим травмам

Проявляется в изменениях сексуального поведения:

  • чрезвычайном интерес к играм сексуального содержания;
  • поразительных для этого возраста знаниях о сексуальной жизни;
  • соблазняющем поведении по отношению к противоположному полу и взрослым;
  • сексуальных действиях с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
  • необычной сексуальной активности: сексуальном использовании младших детей;
  • мастурбации (начиная с дошкольного возраста);
  • трении половыми органами о тело взрослого;
  • проституции.

Влияние на ребенка сексуального насилия

В разные периоды жизни реакция на сексуальное насилие у детей и подростков проявляется по-разному.

Дети до 3 лет. Страхи, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппети-та, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;

Дошкольники. Тревога,  боязливость, спутанность чувств, вина, стыд, отвращение, беспомощность, ощущение своей испорченности) и нарушения поведения (регресс, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация);

Дети младшего школьного возраста - противоречивые чувства по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, отвращения, ощущение своей испорченности, недоверие к миру; в поведении отмечаются отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита, ощущение "грязного тела", сексуальные действия с другими детьми;

Подростки.  Депрессия, чувство потери ощущений; в поведении изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение.

Что могут сделать родители, чтобы уменьшить последствия сексуального насилия у детей, ставших его жертвами

(памятка для родителей)

Дети, ставшие жертвами сексуального насилия:

Как приемные родители и усыновители вы должны

Смотрят на себя как на "подпорченный товар". Это ставит их на грань риска подвергнуться сексуальному насилию и в дальнейшем. Более того, некоторые мужчины и юноши рассматривают такого ребёнка-жертву как участника игры: "Ещё один раз уже не повредит".

Помнить, что необходимо относиться к жертве как к ребёнку, а не как к взрослому или "подпорченному товару". Вам следует внимательнее присматриваться к ребёнку-жертве, когда он/она находятся среди подростков или взрослых, знающих его/её историю.

Винят себя за то, что стали жертвами, они верят, что каким-то образом "сами напросились" на это или могли остановить это. Они относят себя к "соблазнителям".

 

Напоминать ребёнку, что инициатор является единственным виновником сексуального насилия. Дети не могут соглашаться на сексуальную активность, они "участвуют", потому что инициатор является их родителем, членом семьи или человеком, которому они доверяют.

Винят себя за то, что поведали другим о сексуальном насилии, за разрушение семьи. Члены семьи могут винить ребёнка за их боль: "Посмотри, что ты наделал со своей семьёй/отцом".

Постоянно убеждать ребёнка в том, что он/она поступил правильно, сообщив о сексуальном насилии. Вам также следует делать упор на то, что ребёнок никогда не может быть ответственным за инициацию или участие в сексуальных отношениях с взрослым или за разрушение семьи, которое за этим последовало.

Испытывают страх перед тем, что насилие может повториться. В результате могут отмечаться нарушения сна и ночные кошмары. Большинство детей-жертв также испытывают депрессию.

Побуждать ребёнка к разговору о его страхах. Вы должны создать обстановку, в которой ребёнок сможет выражать все чувства, позитивные и негативные, и верить в то, что всегда получит поддержку.

Инициируют сексуальные отношения (может быть, даже неразборчивые), чтобы доказать то, что они желанные партнеры. Эти отношения носят сексуальный характер, так как это единственный тип известных им отношений и способ выражения любви.

Предложить ребёнку различные виды социальной активности, где участвуют представители обоих полов, чтобы дать ему возможность научиться общаться с другими людьми вне сексуальных отношений.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

С помощью таблицы "Фазы и направления развития ребёнка в норме" возрастного развития определите соответствие его поведения возрастным нормам.

Ситуация 1. Ирина 9 месяцев. Держит головку в сидячем положении, встает на коленки и делает ползающие движения, лежит тихо, практически не плачет, страха перед незнакомыми не испытывает, не проявляет инициативы в общении с взрослым, малообщительна (НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ), берет игрушку двумя руками.

Ситуация 2. Саша 3 года. Стоит и ходит у опоры, учится брать предметы пальчиками. Проявляет дружелюбие или агрессию по отношению к любому, особого различия в его отношениях к знакомому и незнакомому не наблюдается.  Проявляет дружелюбие и нежность к воспитателям в большей мере, чем к новым знакомым. Стремится к приобретению сенсорного опыта, исследует все, стремится прикоснуться и попробовать ртом каждый предмет.

Ситуация 3. Наташа 6 лет. Балансирует на одной ноге, строит из кубиков и конструктора, играет рядом с другими детьми и начинает общаться с ними, помогает воспитательнице, выполняя мелкие поручения, умеет рисовать беспорядочные значки и линии, задает мало вопросов, плохо понимает причинно-следственные связи.

Ситуация 4. Олег 14 лет. Ощущает резкое увеличение роста, испытывает беспокойство по поводу физических изменений и тревогу из-за того, что его внешность далека от идеала, заводит сексуально-ориентированные связи. Развивает представление о самом себе на основании реакций других людей. Играет вместе с младшими детьми, может выполнять работу с конкретным заданием, зависим от взрослого, демонстрирует перепады в настроении.

Таблица. «Фазы и направления развития ребенка в норме»

Возраст

Физическое развитие

Эмоциональное/

социальное развитие

Интеллектуальное развитие

0-3 месяца

  • Родился с врождёнными рефлексами: сосательным и хватательным.
  • Поднимает головку, когда его держат на руках.
  • Двигает активно ручками и ножками.
  • Может следить взглядом за предметами.
  • Хочет получить удовлетворение своих потребностей.
  • Улыбается спонтанно и в ответ на улыбку.
  • Любит двигаться, когда его держат и качают на руках.
  • Лепечет.
  • Улыбается и выражает удовольствие,  когда видит лица знакомых людей.

3-6 месяцев

  • Переворачивается.
  • Держит головку в сидячем положении.
  • Встаёт на коленки и делает ползающие движения.
  • Дотягивается до предметов.
  • Улыбается в ответ на улыбку.
  • Громко смеётся.
  • Общителен со всеми, но узнает маму.
  • Реагирует на щекотку.
  • Узнаёт непосредственных воспитателей.
  • Берёт игрушку двумя руками.
  • С интересом наблюдает за происходящим.

6-9 месяцев

  • Сидит самостоятельно и долго.
  • Учится ползать.
  • Залезает на лестницу.
  • Развивается координация между глазами и руками.
  • Предпочитает непосредственных воспитателей.
  • Может заплакать при приближении незнакомых людей.
  • Обычно выражает беспокойство, когда его забирают у мамы/папы.
  • Тянет всё в рот.
  • Решает простые проблемы, например, удаляет помеху в сторону, чтобы добраться до нужного предмета.
  • Перекладывает предметы из руки в руку.
  • Реагирует на внешние изменения и может повторить действие, приведшее к этому (например, звук погремушки).
  • Многократно роняет игрушку.
  • Интересуется мелкими предметами.
  • Начинает различать слова.

9-14 месяцев

  • Увеличение подвижности, стремление лазить и ползать.
  • Стоит и ходит у опоры
  • Учится ходить самостоятельно.
  • Учится брать предметы пальчиками.
  • Ест самостоятельно.
  • Распространяет привязанности с непосредственных воспитателей на окружающих, проявляет интерес к исследованию мира.
  • Демонстрирует постоянство объектов: знает, что есть родители, и что они вернутся (что помогает ему справится с чувством беспокойства,  когда они уходят).
  • Проявляет дружелюбие и нежность к воспитателям в большей мере, чем к новым знакомым.
  • Демонстрирует намеренное поведение, начинает действовать.
  • Стремится к приобретению сенсорного опыта, исследует все, стремится прикоснуться и попробовать ртом каждый предмет.
  • Проявляет любопытство ко всему.
  • Осознает, что существуют объекты, когда не видит их, и ищет их (сознание постоянства объектов).
  • Смотрит неотрывно долго, чтобы получить информацию о происходящем.

14-24 месяца

  • Ходит и бегает.
  • Пьёт из чашки.
  • Переворачивает страницы книжки.
  • Рисует на бумаге беспорядочные линии.
  • Ходит спиной вперёд.
  • Любит выполнять новые действия.
  • Использует пальчики для достижения лучшего результата.
  • Любит упражнения, лазить и кататься с горки.
  • Складывает в башню из 2-3 кубиков.
  • Проявляет негативизм, стадия слова "НЕТ".
  • Начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость.
  • Определяет границы дозволенного.
  • Развивает концепцию самого себя, страх перед болью, стадия первой помощи, требует все, выясняет принадлежность предметов - "мой".
  • Стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи.
  • Пользуется речью, чтобы получить удовлетворение непосредственных потребностей: "мой", "кушать".
  • Имитирует слова с готовностью и понимает больше, чем может сказать.
  • Может мысленно продумывать действия, помнит образы, память улучшается, пробует проверить, что может случиться.
  • Учится пользоваться разными способами для достижения цели, например, поворачивает и наклоняет предметы, чтобы просунуть их через прутья кроватки.
  • Много времени тратит на исследование одного предмета.
  • Любит играть с другими детьми.

2-3 года

  • Обладает достаточным мышечным контролем для того, чтобы учиться пользоваться туалетом.
  • Очень подвижен, навыки совершенствуются.
  • Пользуется ложкой.
  • Бросает и пинает мяч.
  • Разбирает простые предметы и собирает их.
  • Хорошая координация между глазами и руками, может собирать простые мозаики, нанизывать бусины на нитку и ставит кубик на кубик.
  • Не любит делиться.
  • Учится контролировать свои желания, стремится угодить родителям, но иногда не справляется с импульсами.
  • Демонстрирует нежность, особенно по отношению к воспитателям.
  • Сам занимает себя игрой.
  • Может общаться с другими и поддерживать отношения.
  • Проявляет интерес к сверстникам.
  • Способен думать перед тем, как начать действовать.
  • Много говорит.
  • Любит говорить сам с собой и с другими.
  • Любит творческие занятия, например, строить, рисовать, лепить.
  • Любит изображать и имитировать действия других.
  • Обдумывает и решает проблемы в уме до начала действий (выходит из стадии ограничения действия).

3-4 года

  • Прыгает с места.
  • Спускается по лестнице.
  • Балансирует на одной ноге.
  • Умеет пользоваться туалетом.
  • Начинает самостоятельно одеваться.
  • Строит из кубиков и конструктора.
  • Развивается контроль мелкой мускулатуры.
  • Обладает неограниченной энергией.
  • Знает свое имя, пол, возраст и рассматривает себя как часть семьи.
  • Не любит делиться.
  • Играет рядом с другими. детьми и начинает общаться с ними.
  • Помогает по дому, выполняя мелкие поручения.
  • Любит казаться "большим" и учиться новому.
  • Верит, что у всего есть причина, и спрашивает "почему".
  • Использует символическую игру, живет в мире своей фантазии.
  • Любит имитировать и исполнять роли.
  • Различает числа, сравнения и цвета.
  • Общается и задает вопросы.
  • Интересуется буквами.
  • Умеет рисовать беспорядочные значки и линии.

4-6 лет

  • Имеет хорошую координацию движений и учится многим новым умениям.
  • Улучшается ловкость пальчиков, может держать и использовать карандаш, резать ножницами, ловить мяч, пользоваться вилкой и ложкой, чистит зубы щеткой.
  • Лазит, прыгает, перепрыгивает через предметы и любит показывать трюки.
  • Играет вместе со сверстниками.
  • Делится своими вещами и ждет своей очереди.
  • Развивает осознание своей этнической и половой принадлежности.
  • Демонстрирует независимость.
  • Защищает себя и стоит за справедливость.
  • Осознает, кто есть его родители, и подражает им
  • Часто заводит "лучших друзей".
  • Показывает то, чему научился, взрослым.
  • Постоянно развивает представление о самом себе на основании реакций других людей.
  • Демонстрирует развитие внимания.
  • Понимает причинно-следственные отношения.
  • Расширение драматической игры с вниманием к деталям и реальности происходящего.
  • Комплексное улучшение и расширение речи.
  • Выражает идеи, задает вопросы, участвует в обсуждении.
  • Говорит четко.
  • Знает и может назвать членов семьи и друзей.

6-12 лет

  • Любит пользоваться новыми навыками и умениями в области как общей, так и мелкой моторики (движения).
  • Любит добиваться успехов в спорте.
  • Энергичен и обладает хорошим аппетитом.
  • Увеличивается в весе и росте на постоянной основе.
  • Координация движений и физическая сила улучшаются.
  • Пропорции тела постепенно становятся похожими на пропорции взрослого человека.
  • Совершенствуются личные качества.
  • Действует независимо и уверенно, но временами по-детски и глупо.
  • Любит работать и играть с другими и один.
  • Развивает чувство осознания самого себя частично через успехи в школе.
  • Обладает чувством коллективизма, осознает себя через то, что говорят о нем сверстники.
  • Играет преимущественно с представителями своего пола.
  • Начинает сталкиваться с конфликтами между ценностями родителей и сверстников.
  • Обладает сильным чувством справедливости и честной игры.
  • Верит в важность правил.
  • Любит проявление ласки со стороны взрослых, нуждается в их помощи.
  • Предполагает, что отвечает сам за себя и может заботиться о младших в семье.
  • Любит проекты с определенной задачей, такие как шитье, приготовление блюда, выпиливание.
  • Много и часто пользуется речью, любит шутить, использует язык творчески.
  • Задает вопросы, связанные с определенным фактом, хочет знать, как, почему и когда.
  • Любит сочинять истории, пьесы и кукольные спектакли.
  • Может иметь дело с абстрактными понятиями.
  • Судит об успехе в умении читать, писать и решать задачи.

12-18 лет

  • Ощущает резкое увеличение роста. У мальчиков увеличение роста и веса происходит между 12 и 14 годами; у девочек рывок роста отмечается между 10 и 12 годами.
  • Могут испытывать беспокойство по поводу физических изменений и тревогу из-за того, что их внешность далека от идеала.
  • Достигает сексуальной зрелости и увеличивает сексуально-ориентированные связи.
  • Нуждается в помощи, чтобы справиться с чувствами, возникающими в связи с наступающими изменениями в организме, при самоопределении и определении жизненных ценностей.
  • Демонстрирует перепады в настроении, часто не знает, как выразить гнев.
  • Любят общественные мероприятия в школе.
  • Полностью полагается на сверстников, борется за независимость с родителями.
  • Старается приспособиться к нормам поведения в группе
  • Заводит тесные дружеские контакты и эмоциональные привязанности.
  • Интересуется значимыми межличностными отношениями и развивает собственный моральный кодекс поведения.
  • Ищет эмоциональные связи вне семьи, меньше зависит от семьи в отношении получения ласки и эмоциональной поддержки.
  • Вступает в конфликты с родителями по поводу ожиданий, например, возможных достижений.
  • Начинает определять себя как отдельную личность и может переходить к экстремальным стрижкам, одежде, разрушительному поведению.
  • Часто ощущает непонимание со стороны родителей.
  • Демонстрирует повышенный и пониженный интерес к школе или потерю интереса к учебе.
  • Добивается впечатляющих изменений в развитии познавательных навыков.
  • Умеет рассуждать, выдвигать гипотезы и проверять их практикой.
  • Способен к самоанализу и выявлению различий между тем, что есть, и что могло бы быть.
  • Начинает задумываться и иногда делать выбор относительно будущей профессии.
  • Интересуется зарабатыванием денег, устраивается на работу с неполным рабочим днем.

 

Категория: 4. Особенности развития и поведения ребёнка, подвергавшегося жестокому обращению | Добавил: firestorm-adm (2015-08-10)
Просмотров: 1584 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar