Главная » Статьи » 4. Особенности развития и поведения ребёнка, подвергавшегося жестокому обращению

10. Что такое конфликт? Методы решения конфликтов.

Внимание - это не конфликт. Нередко родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или когда ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор. Не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию.

Внимание - это конфликт. Для конфликта характерны эмоциональное напряжение сторон (или хотя бы одной стороны), выплеск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом.

Шесть шагов беспроигрышного метода решения конфликтов.

Эти шаги связаны с ключевыми моментами, о которых необходимо знать и применять, чтобы избежать излишних трудностей.

Шаги

Цели

Действия родителя

Шаг1. Распознавание и определение конфликта (в чем конфликт?)

Вовлечь ребёнка в процесс решения проблемы.

Чётко и немногословно сообщить ребенку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребенка необходимо

Шаг 2. Выработка возможных альтернативных решений (как можно разрешить конфликт?)

Собрать как можно больше вариантов решения.

Узнать решения детей (свои можно добавить позже), не оценивая и не принижая предложенные решения. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив.

Шаг З. Оценка альтернативных решений (какие еще решения возможны?)

Активизировать ребёнка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту.

Предложить ребёнку высказаться, какие из этих решений выглядят лучше, чем остальные. Сообщить свои чувства и интересы, сказать о наиболее оптимальном варианте, о том, что не устраивает (или устраивает) ребёнка в  выборе.

Шаг 4. Выбор наиболее приемлемого решения (какое решение лучше?)

Принять окончательное решение.

Узнать, что думает ребёнок о каждом оставшемся решении. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге.

Шаг 5. Выработка способов выполнения решения (как будет выполнять то, что решили?)

Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения.

Вынести на обсуждение вопросы типа: "Когда начнем?", "Кто будет следить за временем'?", "По каким показателям мы поймем, что работа выполнена качественно?" и т. п.

Шаг 6. Контроль и оценка его результатов (отслеживание тог, правильно ли все идет. М.б. что-то нужно изменить)

Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения.

Интересоваться у ребёнка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях (они могут изменяться) по поводу результатов решения. Пересмотр или корректировка решения, если это потребуется.

ВНИМАНИЕ!

Выделяется 5 категорий поведение членов семьи в конфликтных ситуациях

  • подавление другого;
  • подчинение другому (например, ребёнок полностью подчиняется желаниям и интересам матери);
  • уход от конфликта (обе стороны не стремятся к разрешению конфликта, а делают вид, что его не существует);
  • компромисс (исход конфликта в какой-то мере устраивает обе стороны, но ни родитель, ни ребёнок не чувствуют полного удовлетворения);
  • сотрудничество (обе стороны удовлетворены исходом конфликтной ситуации).

Конечно, сотрудничество является наиболее предпочтительной формой выхода из конфликта и возможно лишь тогда, когда стороны взаимно учитывают интересы друг друга. Маленькие дети не всегда понимают интересы родителей, взрослым приходится занимать более активную позицию в разрешении конфликта. Но конфликт - это всегда взаимодействие, в нем присутствуют две стороны, и действия одной влекут действия (или противодействия) другой. Родители, проявляя активность своей позиции, как бы предлагают ребёнку занять другую (противоположную), тем самым обучают его вести себя в конфликте определенным образом. Чем чаще родители проявляют сотрудничество (то есть, предъявляя свои интересы, выясняют и интересы ребенка, учитывают его позицию), тем больше вероятность, что ребенок будет вести себя подобным образом в других ситуациях, причем не только со своими родителями, но и с другими людьми.

Если родители занимают подчинённую позицию, то есть все время идут на поводу у ребёнка, потакая ему во всем, то, скорее всего, того же он будет ожидать и от других людей. Необоснованные претензии создают хорошую почву для развития конфликтной личности. Наоборот, подавляя волю и желания ребёнка, трудно научить его отстаивать свои позиции, хотя иногда в такой ситуации дети начинают копировать поведение своих более старших членов семьи (не только родителей, но и братьев, сестер). Тогда мы имеем дело с людьми, готовыми конкурировать всегда и во всем.

Примеры. В конфликте по типу "выиграть-проиграть" выигрывающей стороной является родитель.

Приёмная мама в ссоре по поводу вечерней прогулки с подружками. Она настояла на своем, и девочка осталась дома, но долго плакала, упрекая её, что родной дочери она всё разрешает. У каждого такого выигрыша есть своя цена, и иногда трудно говорить о чьей-то победе, когда расстроенная мать не спит ночью, переживая, что не в силах была вечером отпустить приёмную девочку-подростка в интернет-клуб с подружками, и она на неё очень обижена. В конфликтах с приёмными детьми родители, пугая себя "огромной ответственностью за чужого ребёнка", нередко, ставят своей целью "выиграть" в любой ситуации, добиться своего во что бы то ни стало. Будь-то признание в содеянном, в отказе от прогулки с друзьями, карманных денег и т.д.

В конфликте "выиграть-выиграть" удовлетворяются интересы и ребёнка, и родителя. В отличие от предыдущих ситуаций, при этом типе конфликта родителю необходимо найти такое решение, которое устроит обе стороны. Лучше, если этот поиск носит совместный характер. Даже маленький ребёнок может привлекаться к рассмотрению различных вариантов выхода из конфликтной ситуации.

Например, 9-летний ребёнок ни за что не хочет надевать тёплую шапку, хотя на улице ещё холодно, а хочет поехать в школу в новой бейсболке. Позиции участников этого конфликта несовместимы и противоречат друг другу; один хочет надеть бейсболку, а другой против этого. Однако за каждой позицией стоят определённые интересы, их может быть несколько, среди них могут быть найдены и вполне совместимые. Интерес мамы здесь понятен: она заботится, прежде всего, о здоровье сына, интересы сына - выступить для своих друзей в новом качестве - "как обладатель красивой вещи", не быть белой вороной, отстоять своё право принимать решение. Выход был найден: сын идёт до троллейбуса в тёплой шапке, и пока едёт до школы (она прямо напротив остановки), у него есть время сменить головной убор.

Например, 10-летняя девочка, которая, увидев бижутерию приёмной мамы, стала сгибать колечки и браслеты по своему размеру и ни за что не хотела отдавать их обратно. Позиции участников этого конфликта несовместимы и противоречат друг другу; одна хочет подделать украшения под себя и носить их, другая хотела бы их оставить себе. Однако за каждой позицией стоят определённые интересы, их может быть несколько, среди них могут быть найдены и вполне совместимые. Интерес приемной мамы понятен: это её бижутерия, и она не хочет, чтобы её портили, ей бы хотелось, чтобы девочка признавала её собственность и т.д., интересы девочки - обладать понравившимися ей вещами, сделать их более удобными для себя, стать более привлекательной и взрослой, как мама. Выход был найден. Вот, что вспоминает мама: "Я знала, что в двухлетнем возрасте девочка ходила с братом на рынок попрошайничать, спасаясь от голода и родителей-алкоголиков. Пять лет Наташа жила в детском доме, где, как известно - всё общее.

Поэтому пришлось объяснять  стоимость  украшения и договариваться о покупке колечка и браслета для девочек. Их специально продают для девочек и их не нужно сгибать и портить.

3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Заполните вместе с Вашими членами семьи:

ЧЁРНО-БЕЛАЯ ФОТОГРАФИЯ СЕМЬИ

О нас: о взрослых и детях, которые живут в доме

Что мы любим делать:

Как выглядит наш дом:

Краткое описание места, количество комнат, размещение в них членов семьи.

Домашние животные:

Мы все ждем встречи с тобой, мы знаем от других детей, что прийти в другой дом действительно трудно.

Нам важно, чтобы ты чувствовал себя у нас в безопасности.

Эту форму нужно заполнить и передать ребенку либо до того, как он придет в Ваш дом, либо сразу после этого. Ее нужно вместе прочитать и обсудить с ребенком.

Вместе с членами семьи заполните эту форму. Когда ребенок придет к Вам, нужно обсудить с ним все эти вопросы.

Что ребёнок должен знать:

Где он будет спать?

Где будет держать свои вещи?

Кто живёт здесь?

Кто живёт постоянно в доме, а кто временно?

Как может ребёнок нас называть?

К кому можно обратиться с проблемами?

Как я объясняю окружающим, почему дети живут здесь?

Какие приняты в семье формы наказания и поощрения (что детям нужно знать сейчас):

Рекомендация для родителей:

*Подчеркнуть особо, что в этом доме нет секретов.

 

Категория: 4. Особенности развития и поведения ребёнка, подвергавшегося жестокому обращению | Добавил: firestorm-adm (2015-08-10)
Просмотров: 573 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar