Главная » Статьи » 3. Этапы развития ребенка

7. Возрастные кризисы. Что поможет родителям преодолеть трудности в воспитании?

Цель: обсудить с участниками типичные проблемы воспитания, возникающие в приёмных семьях, и способы их решения.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

Участникам предлагается рассказать, какие кризисные ситуации они переживали в развитии приёмных детей.

2. Мозговой штурм «Типичные проблемы воспитания, возникающие в приёмных семьях».

Цель: выявить возможные проблемы воспитания приёмных детей, факторы, осложняющие их решение, определить специфические аспекты воспитания приёмных детей.

Участникам предлагается в свободной форме перечислить все возможные проблемы воспитания приёмных детей, опираясь на опыт практической работы. Варианты записываются на доске или ватмане.

Обсуждение. Обсуждается, насколько данные проблемы специфичны для приёмной семьи, возможно аналогичные проблемы возникают и в воспитании родных детей.

Чем обусловлена специфика проблем воспитания, возникающих в приёмных семьях (закономерностями этапов развития приёмной семьи, типичными страхами приёмных родителей, обусловленными социальными стереотипами относительно приёмного ребёнка)?

Какие факторы осложняют решение проблем?

Вывод. Существуют проблемы в воспитании приёмных детей, обусловленные спецификой разных видов замещающих семей (опекунской, приемной и др.). Однако, большинство проблем, возникающих у приёмных родителей в воспитании аналогичны проблемам, которые испытывают родители в воспитании собственных детей (проблемы послушания, взаимопонимания, нарушения поведения и др.). Одним из факторов, осложняющих решение проблем в воспитании, является негативная реакция приёмных родителей, негативные эмоции, которые они испытывают в критической ситуации.

3. Информационный блок «Возрастные кризисы у детей»

Возрастные кризисы у детей являются неотъемлемым составляющим успешного развития ребёнка. Это и вспышки гнева и капризы, ссоры с родителями и близкими. Психологи считают что не пережив кризис ребёнок не сможет полноценно дальше развиваться. Психологи выделяют четыре самые основные возрастные кризисы у детей.

Обычно кризисы длятся не очень долго - несколько месяцев, а стабильные периоды намного дольше. В некоторых случаях кризис может затянуться до года и больше.

Как понять, что наступил кризис? Поведение ребёнка резко меняется - бурные проявления характера, упрямства. Ребёнок как бы выходит изпод контроля взрослых, трудно поддаётся влиянию на него, те способы воспитания, которые раньше действовали, перестают вдруг работать.

У всех детей возрастные кризисы проходят по-разному. Одни резко меняются в поведении, грубы и непослушны, им присущи вспышки гнева и неспособность справиться со своими эмоциями. Другие же особо ничем не выделяются и остаются тихими и спокойными. Даже в таком случае кризисы есть, это можно заметить, сравнивая ребёнка не с окружающими ровесниками, а с ним самим.

Все без исключения детки во время кризиса испытывают трудности в общении со взрослыми и такими же как они. В это время внутри них происходят изменения. Этот период так же характеризуется тем, что возникает конфликт между возрастающими потребностями ребенка и его ограниченными возможностями.

Возрастной кризис одного года. Где-то в годовалом возрасте ребёнка проявляется первый кризис. К этому моменту малыш уже обычно умеет ходить, пытается сам кушать и даже пытается одеваться. Им уже кажется, что они достаточно много умеют и капризничают при чрезмерной опеке родителей, пытаясь всё делать самостоятельно. Но как только остаются на некоторое время без мамы - появляется страх её потерять. У девочек этот кризис обычно оканчивается к полутора годам, а у мальчиков к двум.

Как вести себя родителям.Когда наступает кризис, родители тоже не совсем понимают, что происходит. Все методы воспитания, которые раньше действовали, вдруг становятся ненужными и бездейственными.

Родителям для того, чтобы сохранить нервы и повысить свой авторитет в глазах ребёнка необходимо приложить некоторые усилия. Попробуйте отказаться от запретов и вместо того, чтобы не давать малышу самому есть ложкой - перестать бояться, что малыш испачкается и показать, как правильно нужно это делать. Когда малыш бегает по комнате и покоряет первую высоту, залезая на стул - поиграйте с ребёнком в какую-нибудь подвижную игру, переведя её территорию в безопасное место от углов.

Если всё-таки запрет необходим, например, не лезть в розетку, к плите и т.д., то запрет должен быть безоговорочным и строгим. Объяснить,конечно, годовалому малышу, почему нельзя непросто, но все равно объясните, как сможете. Ребёнок не поймет почему, но будет точно знать, что есть причина для этого.

Возрастной кризис двух лет. Этот возрастной кризис характерен тем, что ребёнок начинает проверять по полной программе можно или нет. Например, разрешит ли мама разрисовать стену фломастером - нет! А если закричу, может, разрешит?

Знакомо? Это ребёнок исследует границы дозволенного.

Ребёнок исследует эти границы довольно просто - если при каком-то определённом действии каждый раз реакция родителей одинаковая - значит это норма и по-другому быть не может. Если же где-то вы изменили свою реакцию на одно и то же действие ребёнка, значит все может изменится.

Как вести себя родителям.Родителям нужно определится, что можно, а что нельзя. И нужно обязательно следовать своим правилам. Стоит только раз поддаться и уступить ребёнку, так он будет делать так всегда, например, плакать или устраивать истерику.

Возрастной кризис трех лет. Это кризис проявляется в процессе того, что ребенок начинает осознавать, что он отдельная личность со своими хочу-не хочу, начинает проявлять свою волю.

При этом можно заметить упрямство, отказ от просьб родителей, непослушание, истерики и т.д.

Как вести себя родителям. В таком возрасте истерику у ребёнка легче не допустить, чем остановить. Для этого нужно уделять ребёнку достаточно много внимания, действовать уговорами и объяснениями, почему так, а не иначе. В отдельных случаях стоит переключить внимание ребёнка на что-нибудь другое.

Самое главное, нельзя допустить, чтобы ребёнок вынудил родителей сделать так, как хочет он.

Иногда этот возрастной кризис может пройти незамеченным родителями, если он был кратковременным. Возможно, вы смогли в нужный момент объяснить малышу какие-то вещи, и все прошло гладко.

Возрастной кризис семи лет. Как и предшествующий кризис - этот характеризуется острым непослушанием, отказом от каких-то действий.  Ребенок становится раздражительным, быстро устает, бывают вспышки гнева. В ответ на замечания спорит, пререкается, кривляется. Начало кризиса обычно происходит, когда ребенок идет в школу, меняется обстановка, появляются постоянные обязанности, к которым ребенок еще не привык. Все от него чего-то ждут и малыш не может с этим справится.

Как вести себя родителям.В этом кризисном периоде стоит особое внимание обратить на самооценку ребёнка. Он очень уязвим и часто самооценка ниже, чем нужно. Ребёнок думает, раз меня ругают или делают замечания, значит, я нехорош. Нужно научится показывать ребёнку его поступки со стороны. То есть оценивать реально сам поступок, и критиковать поступок, но не ребёнка.

Если ребёнка что-то беспокоит, то говорите об этом, пусть он не держит свои переживания в себе. Доверие с родителями позволит малышу быть более уверенным в себе и чувствовать вашу поддержку.

Малыш будет взрослеть и конечно скоро наступит следующий непростой период в жизни ребенка и родителей - переходной возраст. Об это подробнее в другом посте.

Переходной возраст у детей - тонкие особенности. Я сейчас говорю о подростках, которые проходят сложный переходной возраст и в этом возрасте обычно дети начинают замыкаться в себе, находить какие-то новые увлечения и занятия. Многие читают литературу, которую еще пару лет назад нельзя было заставить прочитать. Но есть и такие дети, которые начинают сами писать свои первые строки. Пусть они не совсем утонченные, зато передают чувства и эмоции, которые ребёнок переживает и они ему очень близки.

Вы можете заметить, что ребёнок стал замкнутым, прячет что-то под столом и кричит - "не входи без стука". Боится признаться маме или папе, что что-то написал в страхе, что его осудят. И совсем не выход читать его записи, когда никого нет дома. Нужно добиться расположения ребёнка, чтобы он сам поверил в себя. Первые строки и первые стихи довольно часто появляются у подростков в период первой влюблённости, когда они парят в своих чувствах и не знают, как их выразить. Это прекрасно! Все мы взрослые это проходили.

Говорите откровенно с вашим ребёнком, делитесь с ним своими личными переживаниями, своими историями любви - тогда он поймет, что между вами нет секретов, что нет ничего такого страшного в том, чтобы делится переживаниями первой любви с мамой или папой. Он станет более открытым.

Для того, чтобы писательские таланты не пропадали зря, попробуйте опубликовать записи вместе с ребёнком в сообществе талантливых писателей - посмотрите как люди будут отзываться - возможно, у вас растет будущий Пушкин или Толстой. Поддерживайте ребёнка в его начинаниях.

Уверены, вы справитесь с переходным возрастом вашего ребёнка.

4. Ролевая игра  «Все равно ты молодец, потому что…».

Цель: дать участникам возможность испытать на себе такой способ реагирования, при котором самоуважение ребенка не снижается даже в затруднительном для него положении.

Ход игры

Участники разбиваются на пары. Один участник – ребёнок, другой – родитель. «Ребёнок» начинает свой рассказ о неблаговидном поступке. Задача «Родителя» внимательно его выслушать и дать свой ответ, начиная его словами «Всё равно ты молодец, потому что…».

Обсуждение. Какие реакции возникали у «Родителей» в ходе рассказа «Ребёнка»? Как чувствовал себя «Ребёнок»?  Удалось ли «Родителям» найти позитив в этой ситуации, отреагировать на слова ребёнка, оказав ему искреннюю поддержку? Что чувствовали «Родители», когда отвечали ребёнку? Какие чувства испытывал в это время «Ребёнок»? Какое самочувствие у пары было в конце разговора?

Вывод.Поддержка родителей помогает ребёнку укрепиться в своих решениях изменить что-либо в своем поведении, в своей жизни, снять страх перед новым опытом, перед признанием своих ошибок, почувствовать свои силы справиться с любой ситуацией.

5. Подведение итогов занятия.

Участниками предлагается сделать выводы по итогам своего участия в занятии. Отметить, как изменились их взгляды на обсуждаемый вопрос. Что нового они узнали на занятии.

Категория: 3. Этапы развития ребенка | Добавил: firestorm-adm (2015-08-10)
Просмотров: 1762 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar