Главная » Статьи » 3. Этапы развития ребенка

5. Требования к возрастному развитию ребёнка

1.        Работа с домашним заданием. Ответы для самопроверки

Правильные варианты ответов

Случай 1. Наташа, 15 лет - пропорции тела постепенно становятся похожими на пропорции взрослого человека, демонстрирует независимость, защищает себя и стоит за справедливость (4-6 лет), понимает причинно-следственные отношения, выражает идеи, задает вопросы, участвует в обсуждении (4-6 лет)

Правильные ответы:

Физическое развитие - 6-12 лет

Эмоциональное/ социальное развитие - 4-6 лет

Интеллектуальное развитие - 4-6 лет

Случай 2. Миша - 5 лет - очень подвижен, разбирает простые предметы и собирает их, проявляет негативизм, стадия слова "нет", начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, определяет границы дозволенного, стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи, любит творческие занятия, например, строить, рисовать, лепит, любит изображать и имитировать действия других

Правильные ответы:

Физическое развитие - 2-3 года

Эмоциональное/ социальное развитие - 14-24 месяца

Интеллектуальное развитие - 2-3 года

2. Новый материал требования к возрастному развитию ребенка

Воспитание ребенка требует правильных ориентиров. Такими ориентирами являются возрастные потребности детей и возрастные нормы их развития.

Познакомьтесь, пожалуйста, с потребностями детей различного возраста и показателями возрастного развития

Ребёнок до года.

Основные потребности

Наличие привязанности к родителям или замещающим лицам, индивидуальный уход, ощущение безопасности, включающей собственную принадлежность, стабильность личных взаимоотношений, знакомые условия обитания, возможность учиться на собственном опыте.

Социальное поведение ребенка до года

Выражается в сосании, контакте "глаза в глаза", улыбке, "гулении", реакциях на знакомые ситуации, удовольствии от купания, ухода за ним, позже - в манипулировании предметами, различении своих и чужих, лепете

Ребёнок к 3-м годам

Сам ест, контролирует физиологические процессы, помогает в домашней работе, играет с другими детьми, демонстрирует привязанность к младшим братьям и сестрам, понимает различия между настоящим и прошлым, умеет отложить желаемое на будущее (может подождать).

Начинает овладевать элементарным сотрудничеством с взрослым, нуждается в общении с взрослыми и сверстниками, начинает проявлять инициативность, самостоятельность, независимость, верить в свои возможности, у него появляется потребность действовать самому, возникают элементы волевого поведения; развивается самооценка и стремление соответствовать требованиям взрослых. 

В практическом поведении это выражается в доверии и симпатии к близким, в потребности в доброжелательном внимании взрослого, общении с ним по поводу игрушек, действий с ними; в первоначальных представлениях что хорошо, что плохо, что можно делать, а чего нельзя; в начальном умении вежливо себя вести; умении слушать взрослого, выполнять просьбу, поручение взрослого.

Ребёнок к 4-м годам

Ребёнок уже умело самостоятельно ест, сам раздевается и одевается, независим и упрям до дерзости, любит игры с воображаемыми ситуациями, переодеванием. Знает понятия "по очереди", "делиться",  "прошлое, настоящее и будущее". Постоянно задает вопросы. Понимает значительно больше слов, чем использует.

Ребёнок к 5-ти годам

Действует в согласии с другими, демонстрирует чувство юмора, защищает младших и животных, участвует в сложных групповых играх; имеет обширный запас слов, рассказывает длинные истории, постоянно задает вопросы, нуждается в обществе сверстников, чтобы изобретать, делать что-то по очереди, спорить и договариваться; проворно лазает, изобретает трюки, прыгает и скачет.

Ориентируется в человеческих отношениях, осознает отношение к себе окружающих. Замечает изменение эмоционального состояния людей, проявляет внимание, сочувствие; может входить в устойчивые игровые объединения детей, выражает в общении и совместной деятельности радость, восторг, грусть и т.

В практическом поведении это выражается в интересе, внимании и доброжелательном отношении к окружающим, в искреннем выражении своих чувств, в понимании эмоционального состояния людей, в положительном отношении к собственной личности ("я хороший").

Ребёнок к 6-ти годам

Хочет быть признанным.

Возникает такое нравственное чувство как совесть (выражается в поведении как "должен"), он испытывает гордость и гнев. Он знает нормы поведения, у него начинает складываться привычка хорошо себя вести. Стремление к самоутверждению стимулирует его к нормативному поведению.

В борьбе "хочу" и "надо" осознается необходимость выбора "надо".

Шестилетний ребенок уже знает о своей принадлежности к определенному полу и старается утвердиться в своей позиции.

Ребёнок к 7-ми годам

Проявляет доброту и заботу, оказывает помощь, может сам попросить о помощи, хорошо ориентируется в новой обстановке, понимает разный характер отношения к себе, понимает эмоциональные состояния окружающих; способен управлять своим поведением, хорошо действует в обществе, как взрослых, так и сверстников; проявляет чувство собственного достоинства; стремится занять в обществе подобающее место, адекватно оценивает себя в сравнении с другими людьми.

Свободно выражает свои желания, активен, готов к деятельности, способен к волевой регуляции поведения, к преодолению непосредственных желаний.

При правильном социальном развитии ребенок осторожен, избегает экстремальных ситуаций, знает, как себя вести в незнакомой обстановке, проявляет разумную осторожность.

Имеет завышенную самооценку, что позволяет ему свободно осваивать новые сферы.

Обладает чувством собственного достоинства, отстаивает собственную позицию.

Внимание!!!

Итак, к концу дошкольного детства ребёнок:

  • осознает свою половую принадлежность, свое место среди людей, знает, какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем - стать школьником;
  • умеет строить отношения с родственниками, с ровесниками и посторонними взрослыми;
  • понимает, что его оценивают по поступкам, у него развита способность анализировать свое поведение;
  • понимает, что мотиву "я должен" полагается преобладать над "я хочу".

Важнейший итог развития дошкольника - психологическая готовность к школьному обучению.

Ребёнок в возрасте от 7-ми до 11-ти лет

Обостряется интерес, как устроены вещи и как их можно приспособить к чему-нибудь.

Главной является учебная деятельность. Дети учатся контролировать друг друга и себя, оценивать, усвоено или нет то или иное учебное действие.

При общении детей между собой развиваются такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого.

Очень важно обеспечить реальное и постоянное, а не эпизодическое включение ребенка в процесс самообслуживания, осуществляя его подготовку к самостоятельной жизни.

Не менее важно создать условия для организации творческого труда ребенка, который бы увлекал его своим содержанием, процессом работы и конечным результатом.

Это может быть самая разнообразная деятельность, привлекательная для ребенка, которой он стремится овладеть. Инициатива в выборе и осуществлении этой деятельности принадлежит ребенку. Ее наличие способствует развитию умелости и компетентности, повышает самооценку ребенка.

Особенно важно сформировать у ребенка интерес к результатам своего труда. Если этого нет и работа для него - просто неприятная повинность, которую он выполняет только под усиленным контролем, то ее воспитательное значение равно нулю (если не отрицательной величине) - ребенок стремится поскорее отделаться от нее, забыть о ней.

Решающее условие воспитания у ребенка любви к труду: личный пример взрослых, их отношение к делу.

Игра - это способ принять участие во взрослой жизни.

Особое значение имеют игры с правилами.

Дети приучаются действовать в соответствии с элементарными требованиями, которые предполагают коллективные действия.

Игра способствует выявлению творческих возможностей, в них находит выход неуемная тяга детей к движению, к соревнованию. Игра становится еще более важной, еще более серьезной и привлекательной, когда в ней принимает участие взрослый.

С 7 лет начинается второй этап полоролевой социализации. Мальчики и девочки образуют однородные по половому признаку группы со своими ритуалами и нормами поведения. Отношения с противоположной группой часто принимают характер противостояния. У мальчиков и девочек появляется насущная потребность в эмоциональной близости с взрослым своего пола.

Подростковый возраст

Подростковый возраст - это период между детством и взрослостью.

Достижение "взрослой ответственной позиции", прежде всего, связано с развитием самостоятельности.

Развитие стремления к самостоятельности возможно только при признании со стороны взрослых возможности подростка действовать самостоятельно!!!

Подростку необходимо, чтобы за ним признали не только "взрослые" обязанности, но и "взрослые" права.

Стремление подростка к занятию более самостоятельной, более "взрослой" позиции накладывает отпечаток на его отношения с взрослыми (родителями, заменяющими их лицами) - происходит ослабление эмоциональных связей.

Преобладающее влияние семьи замещается влиянием группы сверстников.

В связи с этим происходит постепенное освобождение от опеки родителей (лиц, их заменяющих) и вхождение в группу сверстников. В  группе сверстников подросток хочет получить признание, быть принятым.

Меняется отношение и к учебной деятельности.

Либо осуществляется переход на новый, более высокий уровень (раскрывается смысл учебной деятельности как самообразование и самосовершенствование), либо утрачивается интерес.

Подросток начинает опробовать взрослое поведение, свои будущие взрослые роли.

Подросток осознает свою временную перспективу, т.е. от детского прошлого до представлений себя в будущем.

Осуществляет выборы (выбор профессии, полового поведения, жизненных ориентиров).

Развивается самооценка.

В 10-11 лет у подростка преобладают отрицательные оценки, и потребность в самооценке сталкивается с неумением оценить себя, может анализировать только свои отдельные поступки.

В 12-13 лет общее положительное отношение к себе сочетается с отрицательными оценками себя в отдельных ситуациях, зависящими, прежде всего, от оценок окружающих, особенно сверстников. Пытается понять  черты собственного характера, взаимоотношения с другими людьми.

В 14-15 лет возрастает критичность к себе.

Формируется "чувство взрослости": потребности в уважении, доверии, признании человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность, желания оградить некоторые свои сферы жизни от вмешательства взрослых. Формируется система ценностей.

Подросток стремится к овладению глубокими знаниями, хотя бы в какой-либо ограниченной области.

Жизненно необходимо расширение зоны самостоятельности!!!

Юношеский возраст

Задача возраста - личностное и профессиональное самоопределение.

Старшеклассники при оценке себя и окружающих все больше начинают зависеть от накопленных знаний о себе, чем от мнения других людей.

Профессиональное становление предполагает:

  • развитие уверенности в себе и самопринятие,
  • развитие положительного отношения к миру и принятие других,
  • развитие самостоятельности, автономности, мотивации самосовершенствования.

Причиной неправильного выбора профессии могут быть как внешние обстоятельства, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или неправильным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Выбор профессии должен происходить на основе осознания своих склонностей и способностей.

Жизненное самоопределение включает:

  • Выбор учебы, труда, друга, образа жизни, места жительства и т. Д.;
  • Оказывает влияние на формирование положительных семейных установок - желание иметь собственную семью, детей, выполнять социальные роли мужа, отца, жены, матери;
  • Способствует усвоению необходимых навыков.

Результатом жизненного самоопределения является готовность связать себя конкретными обязательствами "любить и работать".

Юноши заменяют количество друзей качеством близкой дружбы с немногими сверстниками, разделяющими их ценности. Дружба учит соизмерению своих поступков, желаний, планов с поступками, желаниями и планами другого, заботе и чуткости. Люди, не имевшие подобного опыта, нередко неудачливы в личной жизни, они не могут научиться взаимопониманию.

Появляются дружеские отношения между представителями противоположного пола. Ребят меньше занимает внешность, и больше интересуют качества личности и планы на будущее.

Общение с взрослыми помогают сформировать способности строить отношения с окружающими, разбираться в личных особенностях и качествах людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в обществе, дают знания, необходимые для будущей самостоятельной жизни.

Большую роль в юношеском возрасте начинает играть:

  • трудовая деятельность
  • способность вести самостоятельную жизнь
  • подготовленность к бытовому труду, которая предполагает овладение необходимой суммой знаний и практических умений и навыков.
  • здоровый образ жизни, ответственное и уверенное отношение к собственному телу и физическому здоровью.

Готовность к самостоятельной жизни предполагает достижение зрелости, основными показателями которой являются:

  • стремление к самосовершенствованию и самореализации;
  • способность устанавливать отношения, предполагаю-щие долгосрочные обязательства и взаимную преданность при сохранении внутренней независимости;
  • умение принимать на себя ответственность за последствия своих действий;
  • готовность совершать усилия для достижения своих целей, основанная на уверенности, что очень многое в жизни зависит от собственных усилий и способностей;
  • ориентация на себя при принятии решений;
  • умение видеть разные возможности и поступать в зависимости от сложившейся ситуации.

Домашнее задание: «Влияние возраста ребенка на его вхождение в новую семью»

Познакомьтесь, пожалуйста, с материалом, представленным в таблице

Младенец (возраст ребенка от 0 до года)

До 6 месяцев помещение ребенка в новую семью может пройти достаточно безболезненно, если семья готова к приему ребенка.

С 6 месяцев, когда ребенок начинает переживать эмоциональный стресс от разлуки с теми, к кому он привязан, включение ребенка в семью может быть осложнено из-за разрыва привязанности.

Особенно сложным является период, когда у ребенка возникает страх незнакомого лица (это происходит примерно в 8 месяцев). Страх является показателем, что устойчивые образы родителей и окружающей обстановки у него уже сложились. У ребенка повышается уязвимость к разлуке с тем, к кому он привязан и временно снижаются возможности для формирования новой привязанности.

Ребенок негативно реагирует на изменение распорядка дня, по которому живет новая семья, его могут раздражать новые звуки, запахи, изменение температуры в помещении, стиль прикосновений замещающих родителей и т. Д. Проблемы могут возникать и в интеллектуальной сфере, так как в этом возрасте активно развиваются элементарные представления о причинно-следственных связях, плохо согласующиеся с внезапным изменением всего уклада жизни.

Дети от 1 года до 3 лет

У этих детей отделение от тех, к кому он привязан, может проявляться либо в "цеплянии" за взрослого, либо в чрезмерной самостоятельности. Перемещение в новую семью в этом возрасте осложняется тем, что ребенок должен привыкнуть к новой семейной роли, новой возрастной позиции. Например, если до этого из него делали "козла отпущения", этот стереотип он будет пытаться перенести и в новую семью и провоцировать ее обращаться с ним как с "козлом отпущения".

Новая семейная роль может вызвать у него протест. Появление старших и / или младших братьев и сестер также может быть для него неожиданным.

При помещении в новую семью явно начинает наблюдаться регресс в речевом развитии. Нередко он вызван разлукой с "переводчиком", с тем, кто "лучше всех понимал упрощенные детские слова, жесты и соответствующим образом реагировал на них".

Если в семье существует тайна усыновления ребенка, то лучше сказать ему об этом сейчас. Но лучше всего в ситуации, в которой участвуют и другие усыновленные дети, для которых это не является тайной.

Дошкольный возраст

В этом возрасте дети считают, что смена семьи - результат их мыслей, фантазий или плохого поведения.

Особенно важна проработка его чувства "вины". Обычно ребенку в доступной для него форме сообщается, что он не виноват, что покинул родную семью. Однако утверждение, что ребенок не виноват, подразумевает существование кого-то еще, на ком действительно лежит некая вина. Более эффективно говорить, что произошло, в терминах отношений и потребностей: что нужно было ребенку на момент его изъятия из семьи; что нужно было родителям и какие у них были возможности. Как члены семьи старались удовлетворить потребности ребенка? У всех ли членов семьи это получалось? Разговор о потребностях и взаимодействии членов семьи для их удовлетворения помогает детям лучше понимать и контролировать свое поведение и в то же время дает понять, что они не должны отвечать за поведение взрослых.

Младший школьный возраст

У детей этого возраста за помещением в новую семью часто следует регресс в учебе. Различия в ценностных ориентациях семей могут приводить к конфликту представлений о "хорошем" и "плохом". С одной стороны, детям этого возраста легче переносить разлуку. С другой стороны, они способны на длительную привязанность, даже когда контакты с тем, к кому привязан, прерваны, поэтому и через несколько лет после помещения ребенка в новую семью нельзя не учитывать его отношения с теми, кто заботился о нем прежде.

Подростковый возраст

В этом возрасте потеря значимых лиц и помещение в новую семью может спровоцировать депрессию.

Даже, если ребенок давно живет в семье, то в подростковом возрасте у него может  обостриться потребность в чувстве принадлежности своей культуре, роду, кровной семье. Такие дети нередко переживают психологически сложные состояния, связанные с актуализацией "признаков крови", что может привести к конфликтам с приемными родителями. Если родители понимают состояние подростка, то отношения налаживаются.

В подростковом возрасте ребенок крайне болезненно реагирует на вдруг раскрывшуюся тайну усыновления.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие проблемы возникают у ребенка от 6 месяцев до года при помещении в новую семью

  1. негативные реакции на изменение распорядка дня, новые звуки, запахи, изменение температуры в помещении        
  2. "цепляние" за взрослого        
  3. сложности в привыкании к новой семейной роли        

2. Какие проблемы возникают у ребенка дошкольного возраста при помещении в новую семью

  1. "цепляние" за взрослого        
  2. фантазии о собственной вине        
  3. сложности в привыкании к новой семейной роли        

3. Какие проблемы возникают у подростков при помещении в новую семью

  1. конфликт между представлениями о новых и старых нормах и правилах поведения        
  2. фантазии о собственной вине        
  3. "зов крови" 

 

Категория: 3. Этапы развития ребенка | Добавил: firestorm-adm (2015-08-10)
Просмотров: 2950 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar