Главная » Статьи » 3. Этапы развития ребенка |
1. Работа с домашним заданием. Ответы для самопроверки Правильные варианты ответов Случай 1. Наташа, 15 лет - пропорции тела постепенно становятся похожими на пропорции взрослого человека, демонстрирует независимость, защищает себя и стоит за справедливость (4-6 лет), понимает причинно-следственные отношения, выражает идеи, задает вопросы, участвует в обсуждении (4-6 лет) Правильные ответы: Физическое развитие - 6-12 лет Эмоциональное/ социальное развитие - 4-6 лет Интеллектуальное развитие - 4-6 лет Случай 2. Миша - 5 лет - очень подвижен, разбирает простые предметы и собирает их, проявляет негативизм, стадия слова "нет", начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, определяет границы дозволенного, стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи, любит творческие занятия, например, строить, рисовать, лепит, любит изображать и имитировать действия других Правильные ответы: Физическое развитие - 2-3 года Эмоциональное/ социальное развитие - 14-24 месяца Интеллектуальное развитие - 2-3 года 2. Новый материал требования к возрастному развитию ребенка Воспитание ребенка требует правильных ориентиров. Такими ориентирами являются возрастные потребности детей и возрастные нормы их развития. Познакомьтесь, пожалуйста, с потребностями детей различного возраста и показателями возрастного развития Ребёнок до года. Основные потребности Наличие привязанности к родителям или замещающим лицам, индивидуальный уход, ощущение безопасности, включающей собственную принадлежность, стабильность личных взаимоотношений, знакомые условия обитания, возможность учиться на собственном опыте. Социальное поведение ребенка до года Выражается в сосании, контакте "глаза в глаза", улыбке, "гулении", реакциях на знакомые ситуации, удовольствии от купания, ухода за ним, позже - в манипулировании предметами, различении своих и чужих, лепете Ребёнок к 3-м годам Сам ест, контролирует физиологические процессы, помогает в домашней работе, играет с другими детьми, демонстрирует привязанность к младшим братьям и сестрам, понимает различия между настоящим и прошлым, умеет отложить желаемое на будущее (может подождать). Начинает овладевать элементарным сотрудничеством с взрослым, нуждается в общении с взрослыми и сверстниками, начинает проявлять инициативность, самостоятельность, независимость, верить в свои возможности, у него появляется потребность действовать самому, возникают элементы волевого поведения; развивается самооценка и стремление соответствовать требованиям взрослых. В практическом поведении это выражается в доверии и симпатии к близким, в потребности в доброжелательном внимании взрослого, общении с ним по поводу игрушек, действий с ними; в первоначальных представлениях что хорошо, что плохо, что можно делать, а чего нельзя; в начальном умении вежливо себя вести; умении слушать взрослого, выполнять просьбу, поручение взрослого. Ребёнок к 4-м годам Ребёнок уже умело самостоятельно ест, сам раздевается и одевается, независим и упрям до дерзости, любит игры с воображаемыми ситуациями, переодеванием. Знает понятия "по очереди", "делиться", "прошлое, настоящее и будущее". Постоянно задает вопросы. Понимает значительно больше слов, чем использует. Ребёнок к 5-ти годам Действует в согласии с другими, демонстрирует чувство юмора, защищает младших и животных, участвует в сложных групповых играх; имеет обширный запас слов, рассказывает длинные истории, постоянно задает вопросы, нуждается в обществе сверстников, чтобы изобретать, делать что-то по очереди, спорить и договариваться; проворно лазает, изобретает трюки, прыгает и скачет. Ориентируется в человеческих отношениях, осознает отношение к себе окружающих. Замечает изменение эмоционального состояния людей, проявляет внимание, сочувствие; может входить в устойчивые игровые объединения детей, выражает в общении и совместной деятельности радость, восторг, грусть и т. В практическом поведении это выражается в интересе, внимании и доброжелательном отношении к окружающим, в искреннем выражении своих чувств, в понимании эмоционального состояния людей, в положительном отношении к собственной личности ("я хороший"). Ребёнок к 6-ти годам Хочет быть признанным. Возникает такое нравственное чувство как совесть (выражается в поведении как "должен"), он испытывает гордость и гнев. Он знает нормы поведения, у него начинает складываться привычка хорошо себя вести. Стремление к самоутверждению стимулирует его к нормативному поведению. В борьбе "хочу" и "надо" осознается необходимость выбора "надо". Шестилетний ребенок уже знает о своей принадлежности к определенному полу и старается утвердиться в своей позиции. Ребёнок к 7-ми годам Проявляет доброту и заботу, оказывает помощь, может сам попросить о помощи, хорошо ориентируется в новой обстановке, понимает разный характер отношения к себе, понимает эмоциональные состояния окружающих; способен управлять своим поведением, хорошо действует в обществе, как взрослых, так и сверстников; проявляет чувство собственного достоинства; стремится занять в обществе подобающее место, адекватно оценивает себя в сравнении с другими людьми. Свободно выражает свои желания, активен, готов к деятельности, способен к волевой регуляции поведения, к преодолению непосредственных желаний. При правильном социальном развитии ребенок осторожен, избегает экстремальных ситуаций, знает, как себя вести в незнакомой обстановке, проявляет разумную осторожность. Имеет завышенную самооценку, что позволяет ему свободно осваивать новые сферы. Обладает чувством собственного достоинства, отстаивает собственную позицию. Внимание!!! Итак, к концу дошкольного детства ребёнок:
Важнейший итог развития дошкольника - психологическая готовность к школьному обучению. Ребёнок в возрасте от 7-ми до 11-ти лет Обостряется интерес, как устроены вещи и как их можно приспособить к чему-нибудь. Главной является учебная деятельность. Дети учатся контролировать друг друга и себя, оценивать, усвоено или нет то или иное учебное действие. При общении детей между собой развиваются такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения другого. Очень важно обеспечить реальное и постоянное, а не эпизодическое включение ребенка в процесс самообслуживания, осуществляя его подготовку к самостоятельной жизни. Не менее важно создать условия для организации творческого труда ребенка, который бы увлекал его своим содержанием, процессом работы и конечным результатом. Это может быть самая разнообразная деятельность, привлекательная для ребенка, которой он стремится овладеть. Инициатива в выборе и осуществлении этой деятельности принадлежит ребенку. Ее наличие способствует развитию умелости и компетентности, повышает самооценку ребенка. Особенно важно сформировать у ребенка интерес к результатам своего труда. Если этого нет и работа для него - просто неприятная повинность, которую он выполняет только под усиленным контролем, то ее воспитательное значение равно нулю (если не отрицательной величине) - ребенок стремится поскорее отделаться от нее, забыть о ней. Решающее условие воспитания у ребенка любви к труду: личный пример взрослых, их отношение к делу. Игра - это способ принять участие во взрослой жизни. Особое значение имеют игры с правилами. Дети приучаются действовать в соответствии с элементарными требованиями, которые предполагают коллективные действия. Игра способствует выявлению творческих возможностей, в них находит выход неуемная тяга детей к движению, к соревнованию. Игра становится еще более важной, еще более серьезной и привлекательной, когда в ней принимает участие взрослый. С 7 лет начинается второй этап полоролевой социализации. Мальчики и девочки образуют однородные по половому признаку группы со своими ритуалами и нормами поведения. Отношения с противоположной группой часто принимают характер противостояния. У мальчиков и девочек появляется насущная потребность в эмоциональной близости с взрослым своего пола. Подростковый возраст Подростковый возраст - это период между детством и взрослостью. Достижение "взрослой ответственной позиции", прежде всего, связано с развитием самостоятельности. Развитие стремления к самостоятельности возможно только при признании со стороны взрослых возможности подростка действовать самостоятельно!!! Подростку необходимо, чтобы за ним признали не только "взрослые" обязанности, но и "взрослые" права. Стремление подростка к занятию более самостоятельной, более "взрослой" позиции накладывает отпечаток на его отношения с взрослыми (родителями, заменяющими их лицами) - происходит ослабление эмоциональных связей. Преобладающее влияние семьи замещается влиянием группы сверстников. В связи с этим происходит постепенное освобождение от опеки родителей (лиц, их заменяющих) и вхождение в группу сверстников. В группе сверстников подросток хочет получить признание, быть принятым. Меняется отношение и к учебной деятельности. Либо осуществляется переход на новый, более высокий уровень (раскрывается смысл учебной деятельности как самообразование и самосовершенствование), либо утрачивается интерес. Подросток начинает опробовать взрослое поведение, свои будущие взрослые роли. Подросток осознает свою временную перспективу, т.е. от детского прошлого до представлений себя в будущем. Осуществляет выборы (выбор профессии, полового поведения, жизненных ориентиров). Развивается самооценка. В 10-11 лет у подростка преобладают отрицательные оценки, и потребность в самооценке сталкивается с неумением оценить себя, может анализировать только свои отдельные поступки. В 12-13 лет общее положительное отношение к себе сочетается с отрицательными оценками себя в отдельных ситуациях, зависящими, прежде всего, от оценок окружающих, особенно сверстников. Пытается понять черты собственного характера, взаимоотношения с другими людьми. В 14-15 лет возрастает критичность к себе. Формируется "чувство взрослости": потребности в уважении, доверии, признании человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность, желания оградить некоторые свои сферы жизни от вмешательства взрослых. Формируется система ценностей. Подросток стремится к овладению глубокими знаниями, хотя бы в какой-либо ограниченной области. Жизненно необходимо расширение зоны самостоятельности!!! Юношеский возраст Задача возраста - личностное и профессиональное самоопределение. Старшеклассники при оценке себя и окружающих все больше начинают зависеть от накопленных знаний о себе, чем от мнения других людей. Профессиональное становление предполагает:
Причиной неправильного выбора профессии могут быть как внешние обстоятельства, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или неправильным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Выбор профессии должен происходить на основе осознания своих склонностей и способностей. Жизненное самоопределение включает:
Результатом жизненного самоопределения является готовность связать себя конкретными обязательствами "любить и работать". Юноши заменяют количество друзей качеством близкой дружбы с немногими сверстниками, разделяющими их ценности. Дружба учит соизмерению своих поступков, желаний, планов с поступками, желаниями и планами другого, заботе и чуткости. Люди, не имевшие подобного опыта, нередко неудачливы в личной жизни, они не могут научиться взаимопониманию. Появляются дружеские отношения между представителями противоположного пола. Ребят меньше занимает внешность, и больше интересуют качества личности и планы на будущее. Общение с взрослыми помогают сформировать способности строить отношения с окружающими, разбираться в личных особенностях и качествах людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в обществе, дают знания, необходимые для будущей самостоятельной жизни. Большую роль в юношеском возрасте начинает играть:
Готовность к самостоятельной жизни предполагает достижение зрелости, основными показателями которой являются:
Домашнее задание: «Влияние возраста ребенка на его вхождение в новую семью» Познакомьтесь, пожалуйста, с материалом, представленным в таблице
Вопросы для самопроверки: 1. Какие проблемы возникают у ребенка от 6 месяцев до года при помещении в новую семью
2. Какие проблемы возникают у ребенка дошкольного возраста при помещении в новую семью
3. Какие проблемы возникают у подростков при помещении в новую семью
| |||||||||||
Просмотров: 2950 | |
Всего комментариев: 0 | |