Главная » Статьи » 3. Этапы развития ребенка |
Для приёмных детей характерна неравномерность в развитии. Все мы делаем предположения относительно поведения людей и уровня их развития на основе их возраста. Это действует, потому что у большинства людей развитие идет нормально. Большинство аспектов их развития соответствуют возрастным нормам. Это означает, что восьмилетний ребёнок физически, эмоционально, интеллектуально, академически и социально находится на уровне восьми лет развития. Если бы мы посмотрели на мозаику, представляющую развитие этого ребенка, то на всех ее кусочках было бы указано - "восемь лет". Но для детей, в чьей жизни имели место обстоятельства, приведшие к задержке развития, нереально ожидать, что их развитие будет соответствовать их возрасту. Их жизненный опыт привел к тому, что в некоторых зонах их развитие может быть нормальным, но может демонстрировать задержки в других зонах. Например, у ребёнка может быть нормальное умственное и физическое развитие для его возраста, но его эмоции, социальные и академические навыки и умения могут функционировать на уровне, соответствующем возрасту, много меньшему, чем собственный возраст ребёнка. Развитие приёмного ребёнка можно сравнить с мозаикой, где на каждом кусочке обозначены разные возрасты или уровни развития. Приёмным родителям и усыновителям важно определить достоинство каждого кусочка мозаики и понять уровень функционирования каждого аспекта развития ребёнка. Посмотрите на мозаику развития Андрея.
НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (правый столбик) Если бы Андрей воспитывался в любящей его семье и (или) не пережил боль разлуки и потери, то его развитие соответствовало бы норме. Т.е., в 8 лет он выглядел бы на свой возраст, был интеллектуально развит на 8 лет, учился бы во 2-м классе, имел бы эмоциональное и социальное развитие на данный возраст. Его жизненный опыт был примерно таким же, как и у других 8-ми летних детей. МОЗАИЧНОЕ РАЗВИТИЕ (левый столбик) Но Андрей рос в условиях психической депривации. Поэтому в 8 лет он выглядит моложе, но при этом его жизненный опыт (то, что он повидал в своей жизни) соответствует опыту, практически, взрослого человека. Но этот опыт ребёнок не в состоянии "переварить", т.к. его эмоциональное и социальное развитие значительно отстает от нормы. Мы ожидаем от него, как от 8-летнего ребёнка, что он: обладает сильным чувством справедливости и честной игры, верит в важность правил, любит проявление ласки со стороны взрослых, нуждается в их помощи, пытается отвечать сам за себя и может заботиться о младших в семье, временами действует независимо и уверенно, любит работать и играть с другими и один, развивает чувство осознания самого себя частично через успехи в школе, обладает чувством коллективизма, осознаёт себя через то, что говорят о нём сверстники (эмоциональное и социальное развитие, соответствующее норме). На самом деле он, как маленький ребёнок, проявляет негативизм в поведении, на все пытается сказать: "НЕТ", т.к. только начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, пытается определить границы дозволенного, как правило, с помощью нарушений в поведении, постоянных и чрезмерных требований (провоцирует наказания взрослых), пытается выяснить, что принадлежит именно ему (на все пытается сказать: "Моё". Стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи. Случай 1. Из воспоминаний усыновительницы. Мы с мужем усыновили 10-тилетнего мальчика, энергичного, не перестающего болтать ни на минуту, забавного и дружелюбного. Он обладал множеством замечательных качеств, несмотря на тот факт, что пережил трагедию физического и эмоционального насилия в разных её проявлениях за его недолгую десятилетнюю жизнь. В результате его мозаика развития выглядела таким образом: возраст - 10 лет, внешний облик - 9 лет, интеллектуальные способности - 8 лет, школьные умения в чтении и письме - на уровне первого класса, 7 лет, социальный возраст - 3 года, эмоциональный возраст - от младенца до года, жизненный опыт - на уровне взрослого. Однажды, когда нашему сыну исполнилось 19 лет, я разговаривала с подругой. Я была обескуражена отсутствием прогресса в развитии нашего сына. Я сказала подруге: "Ему 19, и он только справился с одним годом ПТУ, ему пришлось 7 раз сдавать экзамен на получение водительских прав, он может работать только неполный рабочий день, у него только один друг, у него было единственное свидание, и он любит проводить время рядом с нами. Я не думаю, что мы сможем дожить до его независимости!". Моя подруга сказала: "Помнишь ту мозаику развития, когда ему было 10 лет: чтение на уровне первого класса, отсутствие друзей, недоверие к взрослым?" "Я помню", - сказала я. Моя подруга сказала: "Через девять лет он смог пойти в ПТУ. И через девять лет этот недоверчивый, необщительный ребёнок, неуверенный в себе, смог сдавать экзамен до тех пор, пока не сдал, задержался на одной работе дольше года и привязался к своим родителям. Если иметь в виду то, где он начал девять лет назад, то поймёшь, что он вовсе не отстает... этот ребёнок развивается огромными темпами!" Поэтому, когда наш сын пришёл домой, я сказала ему: "Знаешь, я очень горжусь тобой. Я люблю тебя". И наш сын сказал: "Я знаю, мама, спасибо". Не существует мелочей, когда речь идёт о воспитании здоровых детей. Разлучение детей с теми, кто небрежно или жестоко относился к ним, всего лишь прекращает небрежное и жестокое обращение. Это не может автоматически гарантировать нормальное развитие ребёнка. Одна из наиболее важных концепций развития человека состоит в том, что человек в своём развитии проходит через несколько определённых стадий, и что ни одна стадия не может быть пропущена.
Дети отличаются друг от друга в показателях их роста и развития. Что типично в рамках одного возраста или стадии, может быть необычным для другого. Например, вспышки злости, когда ребёнок падает на пол с воплями и стучит ногами, не являются чем-то необычным для двух лет. То же самое поведение у десятилетнего ребёнка вызывает тревогу. Интерес к сексуальному общению вполне ожидаем среди подростков, но подобный интерес в четыре года является проблемой. Большинство приёмных детей имеют в своем жизненном опыте одно или более условий, мешавших нормальному росту и развитию. 3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Определите уровни развития приемного ребенка Определите уровни развития (физического, эмоционального/ социального, интеллектуального) ребенка Случай 1. Наташа, 15 лет - Пропорции тела постепенно становятся похожими на пропорции взрослого человека, демонстрирует независимость, защищает себя и стоит за справедливость (4-6 лет), понимает причинно-следственные отношения, выражает идеи, задает вопросы, участвует в обсуждении (4-6 лет) Случай 2. Миша - 5 лет - Очень подвижен, Разбирает простые предметы и собирает их, Проявляет негативизм, стадия слова "НЕТ", Начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, определяет границы дозволенного, стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи, любит творческие занятия, например, строить, рисовать, лепит, любит изображать и имитировать действия других.
| ||||||||||||||||||||||
Просмотров: 3263 | |
Всего комментариев: 0 | |