Главная » Статьи » 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приёмные родители

1. Социальное сиротство - проблема российского общества.

1. Социальное  сиротство - проблема российского общества. Виды семейного устройства детей и их отличия.

Тема социального сиротства широко обсуждается в средствах массовой информации на протяжении многих лет. Несмотря на сокращение детских домов, происходит постоянное  пополнение их рядов вновь поступающими детьми, в основном из неблагополучных семей,  детей, брошенных  на улицах, вокзалах, подвалах и чердаках, а также оставленных в родильных домах по причине заболевания или невозможности воспитания.  Среди детей, поступающих в детские дома, нет здоровых детей. В детские дома поступают дети из домов ребенка и центров помощи детям. Поскольку детей с незначительными проблемами здоровья  стараются быстро оформить в замещающую семью, для перевода в детский дом  остаются дети с выраженными отклонениями в здоровье. Чем раньше ребенок окажется в семье, тем больше шансов имеет он адаптироваться к нормальным условиям жизни. Дети, попадающие в детские дома из неблагополучных семей в школьном возрасте, очень трудно привыкают к новым условиям жизни, а часто и совсем отказываются подчиняться режиму учреждения и убегают из детских домов, пополняя ряды преступников и проституток. Поэтому целью детского дома должно быть устройство максимально большего количества детей в семьи, способные научить ребенка жить и быть счастливым.

Среди детей, воспитывающихся в детских домах, основной % составляют дети из асоциальных семей, лишенных родительских прав, на втором месте отказные дети в связи с тяжелым заболеванием. Брошенные дети, дети-сироты и дети больных родителей занимают небольшую часть в детских домах.                       

В структуре заболеваемости детей детских домов на первом месте стоят нервно-психические заболевания. Это обусловлено тем, что начиная с внутриутробного периода, если ребенок нежеланный, он испытывает стресс. Его мать находится в состоянии постоянного гнева, обиды, неудовлетворенности или в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, часто даже не зная о наступившей беременности. Все эти негативные явления, как правило, длительные и вызывают отклонения психического и физического развития плода. В первую очередь страдает нервная система ребенка, что проявляется, в лучшем случае, функциональными нарушениями в виде неврозов, эмоциональной неустойчивости и в худшем случае, тяжелой умственной отсталостью.

Каким родится ребенок зависит от родителей: вредные привычки, заболевания, наследственность, вредные факторы профессиональные и бытовые, эмоциональное состояние матери. Если мать-алкоголичка с большим стажем употребления алкоголя и не прекращает его прием и во время беременности, то, как правило, у детей наблюдается алкогольная фетопатия (микроцефалия, тяжелая умственная отсталость, физическое недоразвитие, поражение многих органов в виде пороков сердца, врожденных уродств, дефектов почек, легких и т.д.).

На втором месте по частоте поражения стоят болезни органов зрения, т.к. глаза как и нервная система являются самыми уязвимыми органами. 90% воспитанников детских домов страдают такими заболеваниями, как близорукость, гиперметропия, косоглазие, атрофия дисков зрительных нервов. На третьем месте по частоте поражения стоят аномалии развития: заболевания вследствие хромосомных мутаций, врожденные дефекты, генетические синдромы. У каждого третьего ребенка имеются проблемы речевого развития.  На одного ребенка приходится 4-5 заболеваний. В связи с имеющимися отклонениями в строении органов у таких детей часто и быстро формируются хронические заболевания почек, органов желудочно-кишечного тракта, легких.

Все детское население распределяется по состоянию здоровья на пять групп. Если представить в упрощенном виде схему распределения, то в первую группу входят дети абсолютно здоровые. Вторая группа-это дети с функциональными отклонениями, которые могут быстро устраниться при своевременном лечении. В этих случаях не отмечается нарушения структуры органа, а отмечается только сбой в его работе. Третья группа - это дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации, когда уже имеются нарушения в строении органа, но при соответствующем лечении орган функционирует правильно. Четвертая группа - хроническая патология в стадии декомпенсации. Детей с  самой тяжелой патологией, не поддающейся лечению относят в пятую группу. Если сравнить распределение детей по группам здоровья  в средне-статистическом городе России, то по данным обследования детей, проживающих в семьях, с первой группой здоровья, т.е. абсолютно здоровых - 10-11% против 0,04% детей в детских домах. Вторая группа детей с функциональными отклонениями  в состоянии здоровья составляет среди домашних детей 64-65% против 28% детей интернатных учреждений. А вот детей, входящих в третью и четвертую группу хронической патологии, в детских домах в 20 раз больше, чем среди домашних детей.

Страдает также и физическое развитие детей, т.к. в основном дети рождаются недоношенными с массой тела 1,5-2 кг с низкой оценкой по шкале Апгар и им сложно, а иногда и невозможно догнать сверстников в физическом развитии. Эти дети развиваются с опозданием, позже начинают держать головку, гулить, ползать и ходить. Соответственно, отстает речевое и умственное развитие ребенка.

Несмотря на сложную структуру дефекта таких детей, благодаря медицинским и педагогическим мерам воздействия, проводимым своевременно, комплексно и регулярно, развитие ребенка идет с заметным прогрессом даже в условиях детского дома. Это объясняется тем, что детский организм отзывчив на помощь,  быстро мобилизует свои защитные силы. Попав в семью, где он будет испытывать любовь и заботу, этот процесс развития будет более выражен. Имеются многочисленные сведения  по улучшению состояния здоровья детей, проживающих в приемных и патронатных семьях.  Дети, уходящие в приемные и патронатные семьи, имеющие различные неврозоподобные состояния, через год проживания в семье, частично или полностью избавляются от их проявлений, в первую очередь это прослеживается при неврозах нарушения сна, ночных страхах, энурезе, навязчивых состояниях. Улучшаются показатели физического развития, у ребенка  идет нарастание массы тела и прибавка в росте. Дает резкий скачок психическое развитие ребенка. Через год проживания в семье большая часть детей преображается, ребенок становится похожим на обычных своих сверстников. Часто ребенок, имеющий диагноз умственной отсталости, при переходе в семью раскрывает свой скрытый умственный потенциал и меняет свой маршрут обучения в школе. Но даже умственно отсталый ребенок, живущий в семье, значительно отличается от ребенка с таким же диагнозом, но из детского дома.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что в детских домах воспитываются  дети, имеющие отклонения в состоянии психического и развития, но многие из них при соответствующих условиях, могут вырасти  нормальными людьми при заботе любящих их людей, стать которыми может каждый из вас.

 

2. Виды семейного устройства детей и их отличия

Усыновление/удочерение – принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится родственником – дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства детей. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

Особенности:

  • Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
  • Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.
  • Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество, место рождения и, в некоторых случаях, дату рождения.
  • Усыновление можно оформить на одного человека или на супругов.
  • Оформляется дольше, чем опека, т.к. требуется утверждение гражданским судом.
  • Государство не оказывает никакой помощи после усыновления за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец.
  • Самые жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилью по сравнению с другими формами устройства.
  • Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.

Опека и попечительство – принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка, и ответственности за ребенка. На содержание ребенка государством ежемесячно выплачивается средства, согласно установленного в регионе норматива. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.

Особенности:

  • Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда.
  • Опекуном может быть назначен только один человек.
  • На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
  • По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
  • Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справки об отсутствии судимости.
  • Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
  • Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка.
  • Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.
  • Смена фамилии ребёнку сильно затруднена, изменение даты рождения и запись опекуна в свидетельстве о рождении в качестве родителя невозможно.

Приёмная семья – форма воспитания ребёнка (детей) в семье (на дому) у «приемного родителя»-воспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. По отношению к ребёнку Приемные родители являются ему опекунами. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей братьев, сестер. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. На содержание ребенка регулярно выплачивается средства, согласно установленного в области норматива. Кроме того Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Вспомните основные социальные причины в результате которых ребенок может оказаться в детском доме.

Какие основные нарушения состояния здоровья детей, воспитывающихся в детских домах.

На какие группы здоровья распределено детское население?

Категория: 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приёмные родители | Добавил: firestorm-adm (2015-08-10)
Просмотров: 668 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar